ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ВВЕДЕНИЕ

В сборник вошли вопросы, с которыми чаще всего сталкиваются органы исполнительной власти в ходе реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Обращаем внимание, что все представленные в сборнике пояснения не являются официальными разъяснениями, и составляют только правовую позицию ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

 

 I.Категория «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица»

 

1. Как предоставляются государственные жилищные сертификаты семьям умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

 

2. Имеют ли право на получение государственного жилищного сертификата граждане, выехавшие с загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территорий Украины и Республики Беларусь?

 

3. Гражданин – получатель государственного жилищного сертификата, проживает вместе с сыном в жилом помещении, которое принадлежит последнему на праве собственности. Можно ли в данном случае оформить отцу сертификат, если он отказывается включить в состав своей семьи сына?

 

4. Обоснованно ли органы местного самоуправления Московской области связывают право граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) с обязательным проживанием на территории Московской области не менее 5 лет?

 

5. Можно ли предоставить государственный жилищный сертификат гражданину, родившемуся в зоне проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г.?

 

6. Когда могут предоставить государственный жилищный сертификата гражданам, переселившимся в зону отселения (зону проживания с правом на отселение) после 30 июня 1986 г.?

 

II. Категория «Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами»

 

1. Должны ли все члены семьи гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификат, в обязательном порядке быть прописаны в квартире (в доме, где они проживают на условиях договора социального найма?

 

2. Гражданин, имеющий статус вынужденного переселенца, самостоятельно за счет собственных средств приобрел в собственность земельный участок, где планирует осуществлять индивидуальное жилищное строительство. Имеет ли он в данном случае право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»?

 

3. Вынужденный переселенец осуществил отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения. Сможет ли он претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»?

 

4. При каких условиях продлевается статус вынужденного переселенца?

 

III. Категория «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

 

1. Какая стоимость жилых помещений (кадастровая или инвентаризационная (БТИ)) учитывается при оформлении государственных жилищных сертификатов гражданам, которые совершили сделки по их отчуждению?

 

2. Гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Не дождавшись получения жилищной субсидии, гражданин взял ипотечный кредит и приобрел жилое помещение. Имеет ли он право в дальнейшем состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии?

 

3. Какие требования предъявляются к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

 

4. Какие документы должен представить гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

 

5. Гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера, отказывается включать в состав, который будет учитываться при расчете размера жилищной субсидии, совместно проживающую с ним маму. Может ли в данном случае ему быть предоставлен государственный жилищный сертификат, если да, то на каких условиях?

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ,

возникающие в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан

Российской Федерации»

 

1.Категория «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица»

 

ВОПРОС: Как предоставляются государственные жилищные сертификаты семьям умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

ОТВЕТ: Согласно части четвертой статьи 14 и части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае их смерти распространяются на членов их семей.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1993-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гречишкиной Алевтины Федоровны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» рассматривался вопрос о распространении мер социальной поддержки на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов-чернобыльцев.

Конституционным судом Российской Федерации в указанном определении было отмечено следующее.

Согласно части четвертой статьи 14 Закона № 1244-1 некоторые меры социальной поддержки, предусмотренных для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Так семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (если они нуждаются в улучшении жилищных условий).

При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки.

В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона № 1244-1, распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.

Еще одним отличием социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов-чернобыльцев, является тот факт, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов.

Исходя из изложенных выше положений определения Конституционного Суда Российской Федерации возможно сделать следующие выводы:

1. Члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз независимо от того, был ли указанный гражданин до своей смерти признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При этом необходимо учитывать, что согласно части четвертой статьи 14 Закона № 1244-1 право на обеспечение жилым помещением приобретают только те семьи, которые вследствие чернобыльской катастрофы потеряли именно кормильца, а не любого члена своей семьи. Законодательство Российской Федерации право на социальные выплаты (возмещение вреда, пенсии, компенсации и т.п.) по случаю потери кормильца признает, по общему правилу, за нетрудоспособными гражданами, находившимися на иждивении умершего (погибшего), то есть на его полном содержании либо получавшими от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию (пункт 1 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункты 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и др.) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № АКПИ12-733).

Статьей 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации к членам семьи кормильца отнесены:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право па получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

При этом отмечено, что вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;

женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;

инвалидам - на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

2. Обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев по смыслу части четвертой статьи 14 Закона № 1244-1 допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом членами семьи умершего инвалида-чернобыльца могут быть признаны только совместно проживающие на момент его смерти члены семьи, которые могут быть признанными таковыми в соответствии с частью 1 статьи 31 и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 ноября 2013 г. по делу № 33-4030/2013; от 10 июля 2013 г. по делу № 33-2679/2013 и другие).

3. В соответствии с частью второй статьи 15 Закона № 1244-1 меры социальной поддержки по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона № 1244-1.

Если исходить из логики, примененной в определении Конституционного суда Российской Федерации, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета членов семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по смыслу части второй статьи 15 Закона Российской Федерации не зависит от того, был ли признан участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС до своей смерти нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При этом, учитывая, что в Законе № 1244-1 идет речь о предоставлении меры социальной поддержки конкретно семье умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, её состав при определении нуждаемости в жилых помещениях и предоставлении государственного жилищного сертификата должен определяться на дату смерти указанного гражданина.

 

ВОПРОС: Имеют ли право на получение государственного жилищного сертификата граждане, выехавшие с загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территорий Украины и Республики Беларусь?

ОТВЕТ: В течение 2013 - 2014 г.г. в ряде субъектов Российской Федерации имели место случаи обращений в органы исполнительной власти граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (зоны с правом на отселение) с территорий Украины и Республики Беларусь, претендующих на получение мер социальной поддержки в рамках реализации Закона № 1244-1. Региональными органами исполнительной власти субъектов было отказано данным гражданам по вопросу участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) и выдаче государственных жилищных сертификатов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - Правила). Такие решения органов исполнительной власти были основаны в том числе на комплексной правовой позиции ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России по данному вопросу, суть которой сводилась к тому, что поскольку Закон № 1244-1 не предусматривает обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, выехавших с загрязненных вследствие Чернобыльской аварии территорий Украины и Республики Беларусь, оснований для обеспечения данных граждан жилыми помещениями не имеется.

Практика показала, что при рассмотрении заявлений граждан, обжаловавших отказы органов исполнительной власти в предоставлении им указанных мер социальной поддержки, а также соответствующих исковых требований суды принимают решения об удовлетворении данных заявлений и признании права указанных граждан на обеспечение жилыми помещениями в рамках реализации Закона № 1244-1. Апелляционные судебные инстанции оставляют данные решения без изменения.

Так, апелляционными определениями судебных коллегий по гражданским делам Брянского областного суда от 25 марта 2014 г. и Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2014 г. оставлены без изменения обжалуемые решения по искам граждан, относящимся к данной категории, которым было отказано органами исполнительной власти в предоставлении социальной выплаты в рамках указанного закона.

Решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 08.10.2013 по делу № 2-820/2013 по иску Зубрейчука М.И. после оставления без изменения апелляционной судебной инстанцией было обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации. Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2014 № 7-КФ14-175 было отказано ФКУ «Объединенная дирекция» Госстроя в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ определил, что доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены или изменения судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено.

Основными аргументами судов является наличие у граждан удостоверений, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1, и положения статьи 49 Закона № 1244-1, которая гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1.

С учетом изложенного, в настоящее время имеются основания для предоставления указанным категориям граждан мер социальной защиты, предусматривающих обеспечение их жилыми помещениями, в порядке, установленном Правилами, без подтверждения гражданами данного права в судебном порядке.

 

ВОПРОС: Гражданин – получатель государственного жилищного сертификата, проживает вместе с сыном в жилом помещении, которое принадлежит последнему на праве собственности. Можно ли в данном случае оформить отцу сертификат, если он отказывается включить в состав своей семьи сына?

ОТВЕТ: В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила), установлено, что применительно к условиям основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – основное мероприятие) членами семьи гражданина – участника основного мероприятия (в том числе по категории «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате данных аварий, и приравненные к ним лица»), которые должны в обязательном порядке учитываться при расчете размера социальной выплаты, предоставляемой по сертификату, являются постоянно проживающие совместно с получателем ГЖС супруг (супруга), их дети, родители.

Учитывая изложенное, при условии совместного проживания с сыном отец не может претендовать на получение сертификата только на себя самого. Сын должен быть в обязательном порядке учтен как член его семьи при оформлении сертификата. В случае, если отец отказывается включать сына в состав своей семьи и изъявляет желание получить ГЖС только на себя, сертификат ему предоставлен быть не может.

 

ВОПРОС: Обоснованно ли органы местного самоуправления Московской области связывают право граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) с обязательным проживанием на территории Московской области не менее 5 лет?

ОТВЕТ: В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»    (далее – Закон) федеральный законодатель передал полномочия по определению порядка обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, Правительству Российской Федерации. Согласно положениям Закона право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы имеют только те граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, которые признаны установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) регламентируются нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Пунктами 5,7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон Московской области) установлено обязательное требование 5-летнего проживания на территории Московской области при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).

Рассматривая вопрос об обоснованности применения пункта 1 статьи 2 Закона Московской области к гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф, необходимо учесть, что его законность уже была подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2015 №4-АПГ15-7.

Кроме того, следует учитывать, что возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется также с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 09.04.2002 № 123-Оот 04.03.2004 № 80-Оот 27.05.2010 № 741-О-Оот 29.05.2014 № 1027-О.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления Московской области обоснованно связывают право граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) с обязательным проживанием на территории региона не менее 5 лет. Это относится также к г.Москве (10 лет) и г.Санкт-Петербургу (10 лет).

 

ВОПРОС: Можно ли предоставить государственный жилищный сертификат гражданину, родившемуся в зоне проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г.?

ОТВЕТ: Согласно частям второй и третьей Закона № 1244-1 гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 Закона №1244-1; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона №1244-1, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

При следует учесть, что случай с рождением в зоне проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г., является неординарным и данная ситуация не коррелируется с нормативным-правовым полем, регламентирующем порядок жилищного обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф. В связи с этим полагается целесообразным проанализировать по данному вопросу судебную практику.

На сегодняшний день законодательном не в полной мере урегулирован вопрос реализации права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона №1244-1, гражданами, родившимися в зоне проживания с правом на отселение в период с 30.06.1986 по 01.01.1994.

Нормы частей второй и третьей статьи 22 Закона №1244-1 предусматривают дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация (как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях определения от 14.05.2015 № 1007-О, от 06.11.2014 № 2636-О и № 2671-О) основана на объективных критериях, к числу которых относится прежде всего уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.

Отсюда следует, что граждан, которые проживали в указанной зоне начиная с 30 июня 1986 г. и позднее, Закон №1244-1 (исходя из прямого смысла статьи 22 Закона РФ) не лишает самостоятельного права на получение мер социальной поддержки (в том числе права на жилищное обеспечение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), но при этом ограничивает реализацию данного права определенным условием.

Таким образом, по смыслу, придаваемому данной норме законодателем, к началу проживания в радиоактивной зоне в силу прибытия туда следует приравнивать также и начало проживания в радиоактивной зоне в силу рождения. Родители указанных граждан добровольно приняли решение о необходимости рождения ребенка в зоне радиационного заражения, сознавая наличие и степень риска проживания в данной зоне, связанного с последствиями радиационного загрязнения.

Как следствие, граждане, родившиеся в зоне проживания с правом на отселение в период после 30 июня 1986 г. до 1 января 1994 г. в силу части второй статьи 22 Закона РФ в случае добровольного переселения из указанной зоны на новое место жительства право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ, приобретают после достижения такими лицами возраста, дающего право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне.

При этом необходимо также учитывать, что вышеуказанные граждане в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ могут быть обеспечены жилыми помещениями в составе семьи своих родителей, если они отвечают положениям статей 17 и (или) 22 Закона РФ, реализовав, таким образом, свое право на получение мер социальной поддержки.

Дополнительно сообщается, что Володарским районным судом г.Брянска был сделан запрос о конституционности частей второй и третьей статьи 22 Закона №1244-1, в том числе в части законности применения их к гражданам, родившимися в зоне отселения либо в зоне проживания с правом на отселение после установленных частями второй и третьей Закона №1244-1 предельных временных значений, гарантирующих право на получение мер социальной поддержки в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако, в принятии к производству данного запроса было отказано.

 

ВОПРОС: Когда могут предоставить государственный жилищный сертификата гражданам, переселившимся в зону отселения (зону проживания с правом на отселение) после 30 июня 1986 г.?

ОТВЕТ: Согласно части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации) гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанной зоны на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации (в том числе – предоставление государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Законность установления такой нормы проверялась в Конституционном Суде Российской Федерации. По результатам проверки выпущено Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. № 235-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бобровой Любови Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 11 части первой статьи 13 и статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В данном определении положения статьи 22 Закона Российской Федерации трактуются исходя из того, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации, гражданин приобретает при наличии у него права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, то есть после достижения пенсионного возраста с учетом проживания в указанных зонах.

Таким образом, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 г. по 1 января 1994 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьями 32, 33 и 35 Закона.

Рассмотрим конкретный пример. Гражданка, 1969 года рождения,  переселилась в зону проживания с правом на отселение 04.08.1986 года, проживала в данной зоне радиоактивного загрязнения до августа 1992 года, после чего добровольно выехала во Владимирскую область, где встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2015 году она написала заявление об участии в подпрограмме по категории «Граждане – участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица».

Указанная гражданка сможет участвовать в подпрограмме только в 2018 году. В данном случае, учитывая ее шестилетний срок проживания в зоне проживания с правом на отселение, ее пенсионный возраст, который при обычных обстоятельствах наступил бы в 2024 году, наступит на 6 лет раньше – в 2018 году.

Обращаем внимание, что указанные выше ограничения по наступлению пенсионного возраста не распространяются на категорию граждан, указанную в  пункте 6 части первой статьи 13 Закона: «добровольно выехавшие (эвакуированные) из зоны отчуждения и зоны отселения»). Таким образом, в случае, если граждане переселились после 30 июня 1986 г. в зону отселения, при решении вопроса об участии их в подпрограммных мероприятиях не применяются указанные выше ограничения статьи 22 Закона.

 

 

2.Категория «Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами»

 

ВОПРОС: Должны ли все члены семьи гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификат, в обязательном порядке быть прописаны в квартире (в доме, где они проживают на условиях договора социального найма?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» установлено:

Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

В данном случае прописка является обязательным фактором, устанавливающим факт совместно проживания, который, в свою очередь, напрямую влияет на признание гражданина членом семьи вынужденного переселенца, который сможет претендовать совместно с ним на получение сертификата. Таким образом, при отсутствии совместной регистрации гражданина с вынужденным переселенцем, данный гражданин не сможет участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы в его составе семьи.

 

ВОПРОС: Гражданин, имеющий статус вынужденного переселенца, самостоятельно за счет собственных средств приобрел в собственность земельный участок, где планирует осуществлять индивидуальное жилищное строительство. Имеет ли он в данном случае право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия?

ОТВЕТ: В данном случае необходимо учитывать два основных требования, которым должны соответствовать граждане рассматриваемой категории при определении их права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета:

наличие статуса вынужденного переселенца;

наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Подробно рассмотрим второе требование. Если гражданин снимается с учета, где он состоял в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий), то автоматически он утрачивает и право на получение сертификата в рамках основного мероприятия.

Перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в жилье утвержден статьей 56 ЖК РФ:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Порядок предоставления земельного участка установлен Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в статье 39.1 Земельного кодекса:

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Учитывая выше изложенное, имеются все основания снять данного гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий), после чего он утратит право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе путем получения государственного жилищного сертификата.

 

ВОПРОС: Вынужденный переселенец осуществил отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения. Сможет ли он претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия?

ОТВЕТ: В данном случае необходимо прежде всего проанализировать обоснованность признания данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Если жилой дом, где он проживал не проходил по учетным нормам на его состав семьи, его обоснованно поставили на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий). В таком случае сам факт продажи данного дома может повлиять только на размер социальной выплаты, который будет ему предоставлен по государственному жилищному сертификату.

Согласно пункту 16.2 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, установлено:

В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а""б""е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил (в том числе вынужденным переселенцем), и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за пять лет.

Таким образом, если с момента совершения сделки по отчуждению жилья прошло уже пять лет, то гражданину выдается сертификат на полную положенную на его состав семьи сумму, в противном случае из норматива общей площади жилья, полагающегося на его состав семьи, в обязательном порядке вычитается показатель общей площади отчужденного (в данном случае проданного) жилого помещения. Также обращаем внимание, что во втором случае право на получение сертификата предоставляется гражданину только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину не возможна.

 

ВОПРОС: При каких условиях продлевается статус вынужденного переселенца?

ОТВЕТ: Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. №467-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» внесен целый ряд изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон), в том числе касающихся вопросов продления статуса вынужденного переселенца.

В настоящее время пунктом 5 статьи 5 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены гражданами при принятии решения о продлении им статуса вынужденных переселенцев:

вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Законодательные акты федерального уровня обязательны к исполнению на территории всей Российской Федерации. В связи с этим после 10 января 2015 г. (дата вступления в силу поправок, внесенных в Закон Федеральным законом от 30.12.2016 № 467-ФЗ) граждане, имеющие статус вынужденных переселенцев, получившие ранее денежную компенсацию за утраченное жилье (в том числе в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 510) не смогут продлить свой статус вынужденного переселенца, что автоматически лишит их права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе путем получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (далее – подпрограмма).

При этом указанные граждане продолжат состоять на муниципальном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Дальнейшее улучшение их жилищных условий будет осуществляться на общих основаниях в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма из муниципального жилого фонда).

 

3.Категория «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

 

ВОПРОС: Какая стоимость жилых помещений (кадастровая или инвентаризационная (БТИ)) учитывается при оформлении государственных жилищных сертификатов гражданам, которые совершили сделки по их отчуждению?

ОТВЕТ: Согласно абзацу третьему пункта 16.2 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила), в новой редакции в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах «з» или «и» пункта 5 Правил (граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В тоже время в соответствии с частью четвертой статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Изменения в абзац третий пункта 16.2 Правил внесены исходя из того, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»    (далее – Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации). Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – органы БТИ).

Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 (далее – Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 г. в силу части 8 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.

Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.

Следовательно, учитывая изложенное, исходя из положений абзаца третьего пункта 16.2 Правил в новой редакции, для исчисления размера вычета при расчете размера социальной выплаты по выбору получателя государственного жилищного сертификата может быть представлена справка с указанием инвентаризационной стоимости жилого помещения на дату его отчуждения.

 

ВОПРОС: Гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Не дождавшись получения жилищной субсидии, гражданин взял ипотечный кредит и приобрел жилое помещение. Имеет ли он право в дальнейшем состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии?

ОТВЕТ: Перечень оснований, дающих право снять гражданина с учета нуждающихся в получении жилищных субсидий, приведен в пункте 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В частности, согласно подпункту «д» пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в получении жилищной субсидии в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

Таким образом, граждане, которые в момент нахождения на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии, самостоятельно приобрели жилые помещения с использованием средств ипотечных кредитов, не могут быть сняты с указанного учета. При этом полагается целесообразным обратить внимание на следующие особенности их дальнейшего жилищного обеспечения.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (пункт 16.1; подпункт «ж» пункта 44; пункт 60) исключается возможность предоставления сертификатов гражданам, которым на праве собственности принадлежат жилые помещения, имеющие обременения. В данном случае речь идет, в том числе, о жилых помещениях, приобретенных с помощью средств ипотечных кредитов, на которые до окончания срока выплат накладывается обременение «ипотека в силу закона».

Вернуться к вопросу обеспечения гражданина сертификатом можно будет только после того, как все выплаты по ипотечному кредиту будут завершены. При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

После того, как ипотечный кредит будет погашен, в соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ гражданин сможет претендовать на получение сертификата только при условии, если площадные характеристики приобретенного им ранее по ипотеке жилья менее учетных норм, характеризующих нуждаемость в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании, где данное жилье располагается (т.е., гражданин сможет стать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) в порядке, установленном жилищным законодательством). В противном случае данный гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилищной субсидии по основанию, указанному в подпункте «и» пункта 21 Положения.

 

ВОПРОС: Какие требования предъявляются к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

ОТВЕТ: В настоящее время вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются нормами Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон).

Данный законодательный акт с 1 января 2003 г. регулирует все правоотношения, связанные с оказанием государственной поддержки «северянам» в решении их жилищной проблемы.

Требования, которым должны соответствовать граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при определении их права на получение сертификата, определены преамбулой к Закону, а также нормами статьи 1 Закона:

1.Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 г.

2.Наличие стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

3.Отсутствие жилых помещений для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (либо при наличии таковых – признание установленным порядком нуждающимся в улучшении жилищных условий).

4.Отсутствие фактов получения какой-либо государственной помощи для приобретения жилья.

В случае, если гражданин соответствует указанным выше требованиям, на него распространяется право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Законом.

Отдельное внимание стоит уделить ситуации, когда у гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеется жилое помещение для постоянного проживания за пределами указанных районов и местностей.

В данном случае указанные граждане смогут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии, если они будут признаны установленным порядком (в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации) нуждающимися в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, где расположены указанные жилые помещения.

 

 

ВОПРОС: Какие документы должен представить гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

ОТВЕТ: Первоначальным этапом реализации гражданином, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, своего права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является постановка на учет в качестве нуждающейся в получении жилищной субсидии. Порядок постановки на данный учет, а также перечень документов, необходимый для этого регламентирован Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879(далее – Положение).

Для постановки на указанный учет в соответствии с пунктам 9 Положения необходимо предоставить следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

 

 

ВОПРОС: Гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера, отказывается включать в состав, который будет учитываться при расчете размера жилищной субсидии, совместно проживающую с ним маму. Может ли в данном случае ему быть предоставлен государственный жилищный сертификат, если да, то на каких условиях?

ОТВЕТ: В соответствии с положениями подпункта «в» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила), мама гражданина – участника подпрограммы, относящегося к категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (подпункт «з» пункта 5 Правил), должна в обязательном порядке учитываться в качестве члена его семьи, а также в обязательном порядке должна учитываться при расчете размера предоставляемой ему социальной выплаты.

При этом в данной ситуации в соответствии с пунктом 44 Правил гражданин – участник подпрограммы при получении государственного жилищного сертификата должен в обязательном порядке предоставить оформленное установленным порядком обязательство о передаче занимаемого его семьей жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность (при этом обязательство должно быть подписано всеми проживающими в данном жилом помещении, в том числе его мамой, чтобы обеспечить возможность его безусловного освобождения после реализации сертификата).

В случае, если граждане – участники подпрограммы не согласны с указанными условиями подпрограммы, никто не может обязать их участвовать в ней. Граждане, добровольно отказавшиеся от процедуры отселения, предусмотренной подпрограммой, могут решать свою жилищную проблему самостоятельно в порядке, установленном жилищным законодательством.

Таким образом, обращаем особое внимание, что, в случае, если мама гражданина участника подпрограммы отказывается принимать участие в подпрограмме в составе его семьи, сертификат гражданину – участнику подпрограммы предоставлен быть не может.

 

4.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

 

ВОПРОС: Является ли легитимным договор коммерческого найма жилого помещения, заключенного между отцом (матерью) и детьми (собственниками жилого помещения в данном случае могут выступать родители либо дети)?

ОТВЕТ: Рассмотрим конкретный случай. Отец – участник основного мероприятия (категория «чернобыльцы») проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сыну. При этом Отец зарегистрирован в данном помещении постоянно и заключил с сыном договор коммерческого найма.

В данном случае имеют место следующие нарушения норм действующего законодательства. Собственником жилого помещения является сын. При этом в указанном жилом помещении постоянно проживает и зарегистрирован кандидат на получение ГЖС (отец), что попадает под правоотношения, регулируемые положениями части 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, попадая под определение «член семьи собственника жилого помещения» (часть 1 статьи 31 ЖК РФ), отец имел равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не было установлено соглашением между им и собственником – сыном. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д. Данное соглашение не имеет ничего общего с договором коммерческого найма по следующим причинам.

В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то, исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ, к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153 – 181 ГК РФ).

Таким образом, в рассматриваемом случае договор коммерческого найма жилого помещения, заключенный между отцом и его сыном, не является легитимным. В связи с чем отец не может быть признан как гражданин, не имеющий жилого помещения для постоянного проживания.

 

ВОПРОС: Какие категории граждан при оформлении государственного жилищного сертификата имеют право выбора региона вселения?

ОТВЕТ: Согласно положениям нормативно-правовой базы основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» право выбора региона вселения при оформлении государственного жилищного сертификата могут иметь следующие категории граждан – участников подпрограммы:

1.Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:

военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

2.Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации).

3.Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

4.Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

5.Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.12.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

 

ВОПРОС: Какие нормативные акты Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 или постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378) применяются при определении права граждан – участников основного мероприятия на дополнительную площадь (+ 15 кв. метров)?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, установлено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров. В рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при определении норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности норма дополнительной площади жилого помещения в размере 15 кв. метров применяется в случае, если гражданин – получатель государственного жилищного сертификата либо члены его семьи имеют заболевание, входящее в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817.

Обращаем Ваше внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 применяется при решении вопросов о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). В частности, в случае, если гражданин либо член его семьи имеет заболевание, входящее в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации данная семья получит право встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 

 

ВОПРОС: Какую норму дополнительной площади жилого помещения необходимо учитывать, если:

 гражданин – получатель государственного жилищного сертификата и один из членов его семьи одновременно имеют право на дополнительную площадь, установленное федеральным законодательством;

гражданин – получатель государственного жилищного сертификата претендует на получение дополнительной площади жилого помещения по нескольким основаниям?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, установлено, что при наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Таким образом, при оформлении государственного жилищного сертификата в обоих перечисленных случаях должна применяться норма дополнительной площади 15 кв. метров.

 

ВОПРОС: Семья гражданина – участника основного мероприятия встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 18.04.2002 года, а выписка из решения органа местного самоуправления (муниципального органа по учету и распределению жилых помещений) о постановке указанной семьи на жилищный учет от 18.04.2002 года, датирована 25.04.2015 г. Какую дату брать за основу?

ОТВЕТ: Не главное, какой датой датирована сама выписка из решения органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Нужно учитывать дату принятия органом местного самоуправления постановления о постановке семьи гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).

 

ВОПРОС: Гражданин – получатель государственного жилищного сертификата предъявляет документы заверенные нотариально за пределами Российской Федерации. Можно ли считать указанные документы легитимными?

ОТВЕТ: Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Таким образом, доверенность, выданная в Грузии, приравнивается нотариально заверенной доверенности только в случае её заверения консульским учреждением Российской Федерации.

Основные разделы

Услуги и сервисы

helloaddblock-mchs-rossii-v-uslu
250x250 
 

Противодействие коррупции в Смоленской области

8-800-200-19-01

 

 

© Министерство социального развития Смоленской области, 2024

Яндекс.Метрика

+7 (4812) 66-46-27 тел./факс.: +7 (4812) 66-46-27
E–mail: socz@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес:  214025, г. Смоленск, Багратиона, д. 23

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!